29 апреля 2024 г.

150 лет со дня рождения Бориса Николаевича Меншуткина (1874–1938), русского химика и историка химии, педагога, биографа М. В. Ломоносова, исследователя его естественнонаучных трудов (17.04. – ст. ст.)

Родился в Петербурге в семье известного русского химика, профессора Петербургского университета Николая Александровича Меншуткина (1842–1907). Окончил гимназию (1891) и поступил в Университет на Отделение естественных наук физико-математического факультета. По его окончании работал в Лаборатории органической химии при Политехническом институте, профессором которого был впоследствии.

С 1902 года начал разыскивать в архивах, переводить на русский язык и изучать физико-химические работы Михаила Васильевича Ломоносова, а с 1904 года стал их публиковать в «Известиях Санкт-Петербургского Политехнического института». Неизвестные ранее и обнаруженные Меншуткиным работы Ломоносова были изданы в книге «Ломоносов как физико-химик», за которую Академия наук наградила его учрежденной в 1905 году премией «За ученое жизнеописание Ломоносова». В 1909 году Комиссия для подготовки 200-летнего юбилея Ломоносова поручила Меншуткину написать научно-популярную биографию Ломоносова, которую он представил в октябре 1910 года. В изданном в 1911 году небывалым по тем временам тиражом (80 тыс. экз.) «Жизнеописании» Ломоносова впервые давалась яркая характеристика теоретических и экспериментальных исследований ученого и приводились новые оценки его деятельности.

В историю отечественной науки Меншуткин вошел не только как биограф великого ученого, но и как известный историк химии, талантливый педагог. Он – один из пионеров в области термического анализа двойных систем с органическим и неорганическим компонентами, автор таких широко известных книг, как «Важнейшие этапы в развитии химии» (1933), «Химия и пути ее развития» (1937). Это были первые обобщающие работы по истории химии, опубликованные в СССР.

Источник: Сайт «Электронная краеведческая библиотека "Русский Север"»